Совсем недалеко от южной границы Санкт-Петербурга находится небольшая возвышенность, носящая имя Кирхгоф.

Название произошло из-за того, что на вершине холма некогда находилась лютеранская кирха. Местные финноязычные жители называли гору Туутари (Tuutari). Церковь была построена вскоре после вхождения Ингрии в начале XVII века в состав Шведского королевства. Она стала центром прихода Туутари.
Можно только удивляться, что в ходе нескольких масштабных советских компаний по переименованиям «чуждых» топонимов на «исконные», сохранилось не только немецкое имя Кирхгоф, но и финноязычные названия сразу нескольких близкорасположенных деревень: Перекюля (Peräkylä), Карвала (Karvala), Ретселя (Rötsälä) и Мюреля (Myrälä).
Однако счастливая судьба топонимов — это единственное, что осталось от прежней жизни местной финноязычной общины и кирхи.
Приход Туутари издавна подчинялся ведомству Верховного церковного настоятеля Ингерманландии. Богослужения велись только на финском языке. В XIX веке на месте прежнего деревянного построили крупный каменный храм, посвящённый Святой Троице. Он мог вмещать 2200 верующих (один из самых больших в регионе). Общее же число прихожан превышало шесть тысяч человек. Их могло бы быть гораздо больше, но из Тууттари в 1897 году выделили отдельный приход Хиетамяки (Hietamäki).

Приход к власти большевиков обернулся катастрофой для людей, чьи предки столетиями проживали вокруг холма Кирхгоф. Кирха в 1930-е годы была закрыта, во время Второй мировой войны оказалась разрушена, а затем её полностью разобрали на стройматериалы. Финноязычное население после ужасов продразвёрстки, раскулачивания, коллективизации и волны депортаций почти исчезло.

Всё, что напоминает сейчас о благополучном лютеранском приходе Туутари, — это фрагменты фундамента на горе Кирхгоф и череда нетипичных для русского языка названий деревень. В 1990-е годы группа энтузиастов, которые возродили лютеранскую общину в этих местах, пыталась добиться от властей разрешения на восстановление храма, но получила отказ. Зато было согласовано строительство горнолыжного подъёмника. Некоторым утешением можно считать только то, что владельцы развлекательного комплекса назвали его «Туутари-парк».
Comentarii