К юго-западу от Санкт-Петербурга почти в самом центре Исторической Ингрии уже более двух веков находятся две деревни — Верхняя Колония и Средняя Колония.

Названия придуманы не потому, что тут имелись места заключения. Просто во времена Александра I сюда пригласили поселиться немецких крестьян. Их совершенно официально именовали колонистами и, соответственно, обеим основанным деревням дали простые и понятные имена. Только изначально топонимы писались несколько иначе: Стрелинская Колония и Новая Стрелинская Колония (от расположенного рядом посёлка Стрельна). При этом сами переселенцы из Германии называли их Нейгаузен и Нейдорф.
Немцы построили в своих деревнях кирпичный завод, школу и лютеранскую кирху. К концу XIX века численность населения обеих поселений превысила тысячу человек. Жители сохраняли немецкую культуру, а преподавание велось на немецком языке.
В 1930-е и в начале 1940-х годов жители обеих Колоний стали жертвами репрессий и депортаций. Тем, кто сумел выжить в ссылках и советских концлагерях, запретили возвращаться в родные места. Не осталось никакого следа от лютеранской кирхи и немецкого училища. Но названия Верхняя Колония и Средняя Колония сохранились.
Власти региона неожиданно вспомнили об истории поселений в начале XXI века. Созданный к северу от Средней Колонии технопарк получил имя «Нойдорф».
Comments